Из истории

on суббота, 11 декабря 2010 г.

Эфиопская цивилизация одна из самых древних, ведь абиссинские правители ведут свою родословную от царя Соломона. 
Эфиопия — первая по времени христианская страна и третья по численности населения страна в Африке, одно из старейших государств в мире, страна великой истории и прекрасной природы, гордых людей и загадочных легенд. Удивительно, но это одновременно край русской воинской славы и африканского безграничного уважения.

Именно в Эфиопии некогда поселился благочестивый правнук Ноя, а сын царя Соломона, по  мнению многих учёных и богословов, перенес сюда Ковчег Завета.

Э
фиопия живет по календарю, который совпадает с нашим церковным, а традиции и ценности эфиопского народа во многом напоминают дореволюционную Россию. Вы не знали об этом? Тогда всё по порядку.


Эфиопы верят, что одна из рек, орошавших библейский рай, протекала по земле, наследниками которой они себя почитают: «Имя… реки Гихон: она обтекает всю землю Куш» (Бытие 2.13).
Куш (Хуш) был тем сыном Хама, который в отличие от Ханаана, не был проклят Ноем. Эта земля на севере современного Судана, у западной границы Эфиопии, и здесь по сию пору протекает Голубой Нил.

Вера эфиопов в то, что
Голубой Нил это одна из рек Эдема, находит подтверждение в теории дрейфа материков: если сейчас реки, упоминаемые в Библии, как вытекающие из рая (Тигр, Ефрат и Нил), расположены на разных материках, то согласно теории дрейфа некогда они были принадлежностью единого материка — Пангеи.
11 сентября 2007 года в Эфиопии встретили третье тысячелетие, таким образом сейчас здесь 2001 год. Это так называемый коптский (близкий к александрийскому) календарь, который ориентируется на фазы луны и насчитывает 13 месяцев в году! При этом, эфиопский церковный календарь практически полностью совпадает с церковным календарем, принятым в Русской Православной Церкви (Юлианским) — Рождество Христово и другие православные праздники мы празднуем одновременно. Литургические традиции Эфиопской Церкви обладают целым рядом любопытных особенностей.

СТРАНА ЦАРИЦЫ САВСКОЙ

Древнейшие периоды эфиопской цивилизации — сабейский (с V века до нашей эры) и аксумский. Согласно устной традиции в начале истории Аксума в этих местах правил дракон, требовавший человеческих жертвоприношений. В числе жертв оказалась девушка, которую полюбил герой Агабоз, который убил чудовище. Народ провозгласил его царем, а наследовала Агабозу его дочь — Македа, «царица Савская» Библии.

Одна из достопримечательностей Аксума - стеллы. Сохранилось более 200 грандиозных базальтовых стел (созданы не позднее IV в. н.э.), высота самого большого — 33 метра. Это высота 14-ти этажного дома, хотя в настоящее время он повален на землю, а вот высота самого большого стоящего обелиска составляет 21 метр. Под стелами расположены огромные плиты (длиной до 115 метров). Размеры, вес (до 500 тонн!) и виртуозная резьба по камню позволяют говорить о том, что стелы Эфиопии превосходят знаменитые стелы египетских Луксора и Карнака.
Действительно, царица Македа, загадывавшая загадки царю Соломону, происходила из княжества Саба (Шеба), которое находилось на юго-западе Аравийского полуострова, и было тесно связано с Аксумом. Эфиопская традиция повествует о том, что Соломон обхитрил мудрую царицу, результатом чего стал их сын — Менелик, основатель династии эфиопских царей. Однако, Менелик тайно забрал из Израиля величайшую святыню — Ковчег Завета, который с тех пор хранится в потайном месте в одной из церквей Аксума.

Великие цивилизации прошлого — византийская и персидская почитали Аксум за цивилизацию равную себе: его влияние распространялось на территории современных Эфиопии, Эритреи, Египта, Джибути, Сомали, Судана и даже Йемена, Омана и Саудовской Аравии! Торговые связи были еще шире — археологические свидетельства эфиопской торговли обнаружены на огромном пространстве от Крыма до Занзибара и от Испании до Вьетнама. Они торговали слоновой костью, рогом носорога, шкурами бегемотов и обезьян, обсидианом, золотом, изумрудом и благовониями.
В этническом отношении эфиопы находятся посередине между семитами и негроидами. Население Эфиопии в 2006 г. составило 75,1 млн. человек. 35 % населения страны исповедует ислам, 12% — язычество (это в основном жители юга страны), а более половины — христианство.

ДРЕВНЕЙШЕЕ ХРИСТИАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В АФРИКЕ

Эфиопская Церковь одна из самых первых христианских Церквей и занимает в жизни эфиопов исключительное место, — она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8. 26–30). Аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий (примерно IV век) — сын сирийского купца, потерпевший кораблекрушение в Красном море и попавший в рабство в Аксуме. Здесь он начал проповедовать Евангелие и в итоге, святым Афанасием Александрийским был рукоположен в епископы.

Однако в V–XIX веках Эфиопская церковь была монофизитской (ересь об одной природе Христа — Божественной, тогда как православие видит в нем не только Бога, но и Человека).
онофизитство сформировалось в 433 году в Армении и обособилось от остальной части христианства в 451 году после Халкидонского Вселенского Собора, который принял учение о двух природах Иисуса Христа и осудил монофизитство как ересь. Эфиопская Церковь не приняла решения Халкидонского Собора и ее учение о Боговоплощении сформировалось лишь тогда, император Феодор II в 1855 году запретил все прочие доктрины кроме Тэуахэдо (то есть собственно православной). Она получила церковное подтверждение на Соборе в Бору Мэда в 1878 году. После этого архимандрит Порфирий (Успенский)
справедливо отмечал: «Абиссинцы не еретики. Напротив, они проклинают ереси Ария, Македония, Нестория и Евтихия и содержат веру святого Афанасия и святого Кирилла. В богослужениях и обрядах их видно чистое Православие, как в абиссинских озерах видно чистое небо”». Во время интронизации 1971 года Патриарх Эфиопский Абуна Теофилос подтвердил исповедание эфиопами двух природ Христа. В настоящее время взаимоотношения между православными церквами России и Эфиопии выстраиваются на основе общего понимания апостольского христианства.
В результате миссионерской деятельности святого Фрументия Эфиопская Церковь на многие века оказалась в сфере влияния Александрийских (Коптских) епископов, — как Россия до конца XVI века находилась в юрисдикции византийского Константинопольского патриархата. Лишь в 1959 году Александрия утвердила эфиопа Василия первым эфиопским патриархом, — Церковь стала автокефальной.

по тексту журнала "Виноград". Материал об Эфиопии М.А.Емельянова-Лукьянчикова "К истокам райской реки".

0 коммент.:

Отправить комментарий